четверг, 5 сентября 2013 г.

CommuniGate Pro: выбор


В этом цикле записей буду рассказывать о коммуникационном сервере CommuniGate Pro, который приобрела наша компания. Во-первых, чтобы не забыть некоторые нюансы, а во-вторых, чтобы помочь тем, кто, как и я, столкнулся с ним впервые, ибо практической информации по этому продукту в рунете не так уж и много.

Для начала о проблеме выбора.

Когда назрела необходимость обновлять существующий почтовый сервер (MS Exchange 2003), так получилось, что рассматривались всего три варианта:
1. Тот же Exchange, но последней версии.
2. Kerio Connect.
3. CommuniGate Pro.
Собственно, какие-либо другие серьёзные и относительно доступные по цене, решения, на российском рынке представлены мало, а некоммерческие имеют недостатки, присущие любому бесплатному ПО:
- отсутствие нормальной поддержки;
- как следствие - необходимость во всём разбираться самому;
- огромное количество недокументированных и плохо документированных нюансов, на которые наталкиваешься только тогда, когда начинаешь вовсю эксплуатировать такое ПО;
- необходимость иметь администратора, который хорошо знает именно это ПО; причём, если он уволится, разобраться, что он там нанастраивал бывает очень непросто.
Возможно, эти тезисы покажутся кому-то, кто в совершенстве знает какой-нибудь Exim или Postfix, спорными, но целью этой статьи не является доказать преимущества коммерческого ПО перед бесплатным. Каждый выбирает для себя сам, исходя из возможностей и условий.
В общем, если деньги есть и нет времени и желания самому ковыряться с установкой и настройкой, а потом всё это хозяйство поддерживать, то проще софт купить. Особенно это актуально для почтового сервера, требующего бесперебойной работы в режиме 24/365 и надёжной сохранности данных.

Был сделан анализ стоимости покупки и владения всех трёх вариантов за 5 и за 10 лет. Он представлен в следующей таблице (цены в рублях):

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Ar6Huh64nZhndGhuUDlwLVRoNWZPbWhlMWZkZUFMb1E&usp=sharing

Тут требуется небольшие пояснения:
1. В качестве антивирусов рассматривался:
- для MS Exchange - Kaspersky AV для почтовых серверов
- для двух других - Sophos antivirus, предлагаемый производителями этих систем в виде штатного, платного дополнения.
2. Т.к. у нас в компании до сих пор используется MS Office 2003, то в стоимость Exchange включалась покупка последней версии Outlook. У кого нет лишней лицензии на Windows Server, нужно добавить ещё и её. (Кстати, если у вас есть ещё компьютеры с Windows XP, то имейте ввиду, что последний Outlook требует как минимум Windows Vista).
3. Количество сотрудников у нас около 200, но почтовых ящиков примерно 300. MS считает лицензии по количеству клиентов, т.е. рабочих мест, подключающихся к серверу, а Kerio, CGP и KAV по количеству почтовых ящиков. Поэтому Exchange считался на 200 лицензий, а всё остальное на 300.
4. Лицензия на MS бессрочная, а на два других продукта для наличия поддержки и возможности получать обновления и новые версии, требуется ежегодная подписка. (Впрочем у MS это тоже есть и называется, по-моему, software assurance и тоже стоит немалых денег).
5. "Важные функции" - это то, что именно мы наиболее часто используем при администрировании почтового сервера.
6. Также рассматривался вариант без покупки антивирусного ПО, т.к. антивирус установлен у нас на всех рабочих станциях.

Как видно из таблицы, CGP выигрывает по стоимости у всех конкурентов, пусть и не во всех случаях много. (Причём, даже если взять с запасом лицензию на 400 ящиков).


После анализа стоимости владения, системе CGP было уделено повышенное внимание и выяснились следующие его дополнительные преимущества:
1. ПО разработано в полном соответствии с открытыми стандартами, что означает корректную работу с любым другим ПО, поддерживающим эти стандарты.
2. В состав сервера входит не только почта, но и средства документооборота, совместной работы, мгновенных сообщений и IP-телефонии, и всё это работает прямо "из коробки".
3. Не сказать, чтобы это было приемуществом, но то, что CGP установлен и используется в большом количестве компаний, в том числе и очень крупных, стало дополнительным аргументом в его пользу. (Списком этих компаний можно впечатлиться на сайте CGP).
4. CGP имеет достаточно подробную документацию, в том числе и на русском языке.
5. CGP имеет русскоязычную поддержку в режиме онлайн (по электронной почте и посредством чата).
6. По отзывам, продукт является очень надёжным и за последние 8 лет не имеет ни одной критической уязвимости.
7. Продукт динамично развивается - постоянно выходят новые версии, в которых добавляется функционал и исправляются недочёты.
8. CGP работает на куче разных платформ, в том числе и на бесплатных, и даже на таких экзотических, как Solaris и OS/2. Т.е. серверную ОС для него покупать не обязательно.

Ну и о недостатках по результатам предварительного тестирования (как же без них):
1. Аскетичный, довольно запутанный и не всегда очевидный интерфейс администратора. Я довольно плотно работаю с ним уже больше месяца, но до сих пор путаюсь, где, что находится.
2. Небезглючный клиент "Pronto!". В общем и целом он работает вполне стабильно и сносно, но некоторые недочёты всё-таки имеются. (О них я, наверное, напишу позже, если к тому времени разработчики их не исправят).

Комментариев нет: